Что такое чайная посуда определение. Какая посуда должна быть на кухне: перечень приборов и приспособлений


Традиционное китайское чаепитие является очень тонким созидательным процессом, приносящим в душу человека покой, комфорт и уют. В нем присутствуют все первоэлементы мироздания. Роль первоэлемента «земля» в чаепитии играет глиняная посуда, поэтому она очень важна. Для процесса используют исключительно исинская пурпурная глина. Китайцы считают, что она «разговаривает с чаем». Посуда, изготовленная из данной мелкопористой глины не дает трещин, отлично сохраняет вкус, медленно проводит тепло (поэтому не обжигает рук). Напиток, заварен в чайнике пурпурной исинской глины, имеет глубоких необычный аромат. Еще одной особенностью посуды является способность долго сохранять вкус, цвет и запах чайного листа.

Особая энергетика у посуды ручной работы. Само вдохновение мастера передается в нее и делает чай еще более приятным и вкусным. Чаще всего, такая посуда являет собой произведение искусства и есть только в одном экземпляре.

Удивительно то, что люди из разных провинций Китая имеют свое представление о том, в каком чайнике лучше заваривать чай . Например, в Сычуани пользуются фарфоровыми чайниками, а в Чже Цзяне чай заваривают в посуде из исинской глины. Разные способы заваривания дают возможность напитку раскрыться по-новому.

Виды посуды для заваривания чая:

  • Чайник для чая может быть различного дизайна и формы. Классические чайнички изготавливают из пятицветной глины, которую производят в городе Исин;
  • Чаша справедливости выражает единство вкуса в чашках. Чай переливают в посудину, а затем разливают по всех чашках, тем самым гарантируя одинаковый вкус напитка;
  • Ситечко нужно для чистоты и прозрачности чая. Его используют не всегда;
  • Чайная доска используется в качестве своеобразного столика для приготовления чая. Она нужна для того, чтобы не отвлекаться на риск пролить кипяток во время заваривания напитка;
  • Чашка для чая является самым необходимым и незаменимым предметом чаепития. Чаще всего, их изготавливают из фарфора или керамики;
  • Чашку для аромата используют при заваривании улуна для того, чтоб лучше воспринять великолепный аромат;
  • Подставка для чашки (блюдце) помогает объединить чашки в одно целое;
  • Чайная коробка нужна для сухого чайного листа. В это время, участвующие в чаепитии, могут его потрогать, увидеть и послушать. С данного сосуда, чай пересыпают в чайник;
  • Чайные инструменты нужны для заваривания чая;
  • Ложки в наборе обычно две. Маленькая нужна для перекладывания сухих чайных листочков из чайной коробки в чайник или для прочистки чайного носика. Большая предназначена для переноса чая из чайницы в чайную коробку;
  • Игла нужна для освобождения носика чайника;
  • Воронка необходима для того, чтобы чай не просыпать мимо маленького чайничка;
  • Щипцы используют для добывания спитой заварки из чайника. Китайцы знаю, при какой температуре заваривать чай . При этом чашка ставится горячей, и для того, чтобы не обжечь руки, также используют щипцы;
  • Чашка с крышкой дает возможность использовать ее в качестве и чайника, и чашки.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 26»

Конспект урока для 1 класса

«Посуда. Классификация посуды: столовая, чайная, кухонная»

подготовила воспитатель

Левашова Елена Александровна

г. Вологда

2013 г

Цель: Расширение знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР о посуде.

Задачи:

1. Развивать умение детей различать и называть предметы чайной, столовой, кухонной посуды.

2. Продолжать развивать умение образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, согласовывать числительное с существительным, составлять предложения с предлогами; активизировать словарь по теме.

3. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, логическое мышление.

4. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: Картинки с изображение предметов посуды. Карточки с заданием.

Воспитатель: Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Назовите, пожалуйста, предметы посуды, которые вы знаете.

Дети: Чашка, ложка, тарелка, кастрюля, сковорода.

Воспитатель: Как эти предметы можно назвать одним словом?

Дети: Эти предметы модно назвать одним словом - посуда.

Игра «Какой предмет я задумала».

Воспитатель: Изготовлен из стекла, из него можно пить. Это что?

Дети: Это стакан.

Воспитатель: Стакан из стекла, какой?

Дети: Стеклянный стакан.

Воспитатель: Изготовлена из фарфора, в неё наливают борщ, суп? Это что?

Дети: Это супница.

Воспитатель: Супница из фарфора какая?

Дети: Фарфоровая супница.

Воспитатель: Изготовлена из пластмассы, в не кладут салфетки. Это что?

Дети: Это салфетница.

Воспитатель: Салфетница из пластмассы какая?

Дети: Пластмассовая салфетница.

Воспитатель: Изготовленна из алюминия, на ней жарят рыбу, картошку, мясо. Это что?

Дети: Это сковорода.

Воспитатель: Сковорода из алюминия какая?

Дети: Алюминиевая сковорода.

Воспитатель: Назовите столовые приборы?

Дети: Вилка, ложка, нож.

Воспитатель: В какой посуде готовят пищу?

Дети: Пищу готовят в сковороде, кастрюле, противне.

Воспитатель: Это кухонная посуда. Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?

Дети: Мы пользуемся чашкой, чайным блюдцем, чайной ложкой, сахарницей, конфетницей.

Воспитатель: Это посуда называется чайная посуда. Как называется посуда из которой мы едим?

Дети: Тарелка, салатница, супница.

Воспитатель: Это столовая посуда.

Физкультминтука «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, «надуть» живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки, приседать

Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе

Вот фарфоровые блюдца, кружиться,

Только стукни - разобьются. рисуя руками круг

Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. сделать большой круг

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть любой предметы посуды ласково.

Игра «Один-много».

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель: Молодцы.

Задание для детей на внимание, логическое мышление «Найди пару» (классификация чайной, столовой, кухонной посуды).

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о посуде.

Воспитатель: Назовите чайную, столовую, кухонную посуду.

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы говорили о посуде, выяснили, какая посуда относится к чайной, кухонной, столовой. Вы были активны и внимательны, молодцы.

Литература:

    Кузнецова Е.В «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

    Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

Комплексные конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Знакомство детей с классификацией посуды:
кухонная, столовая, чайная»

Жиркова О.Н. воспитатель МБДОУ №51

Цель: Познакомить детей с классификацией посуды - кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия и по различиям осуществлять классификацию посуды по назначению. Продолжать учить украшать посуду (чашку) , знакомыми элементами декоративного рисования. Вызвать интерес к занятию, умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Наглядный материал: наборы кухонной, столовой и чайной посуды. Три стола накрытые красивыми скатертями.

Ход занятия

Воспитатель предлагает сесть полукругом на стульчики. Перед детьми стоят три стола, накрытых скатертями. На одном столе расставлены предметы разной посуды - кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая.

Какие предметы вы видите на столе? (дети перечисляют все предметы, каждый называет только один предмет)

Для чего нужны все эти предметы? (Чтобы есть, готовить еду)

Как можно одним словом назвать предметы, которые нужны для приготовления пищи и для еды? (Посуда)

Итак, ребятки, мы с вами вспомнили, что такое посуда.

А теперь представьте, себе, что вам нужно встретить гостей. Сначала нам нужно приготовить обед - сварить суп, пожарить котлеты.

Как вы думаете, какую посуду мы сначала возьмём, для приготовления еды?

Например, нам нужно сварить суп. Какая посуда нам понадобится?

Отгадайте загадку

Варю я пищу вашу

К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)

Иди, Женя, возьми кастрюлю и поставь её вот на этот столик.

Как называется место, где готовят еду? (Кухня)

Здесь у нас будет кухня.

«Ш-ш-ш, - шипит картошка, -

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

Раскалена (сковорода) .

Иди, Виталик, поставь сковородку, туда, где стоит кастрюля.

(Так дети называют и по очереди отставляют предметы посуды на отдельный столик) .

Обед приготовили. Теперь нужно положить еду в другую посуду.

Бывает глубокой, бывает и мелкой,

А называется... (тарелкой) .

Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки) .

Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами.

Эта посуда называется СТОЛОВАЯ

А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку у меня на столе:

На столе стою, пыхчу,

Чаем угостить хочу.

Что это? (Чайник) .

Как вы догадались, что это чайник?

Игра «Собираем чайник» .

Дело сделали. Теперь можно и чайку попить. Но что - то с чайником случилось? Он разбился.

(Дети собирают части разрезной картинки «Чайник»)

На столе она стоит

Чай горячий в ней налит.

Что это? (Чашка)

Послушайте следующую загадку:

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то посмотри

Угощение внутри (Сахарница)

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная игра «Найдите посуду»

Дети делятся на 2 команды, встают друг за другом. У противоположной стены на столе стоит посуда. По сигналу «Кухонная посуда» первая команда должна прыжками добраться до стола и взять предмет кухонной посуды. Для другой команды воспитатель дает команду «Столовая посуда».

Воспитатель обращает внимание детей. Посмотрите, ребятки, на этот стол. Для чего нужна вся эта посуда? (Чтобы приготовить еду) .

Еду готовят на кухне, и посуда, которая нужна для приготовления еды, называется КУХОННАЯ.

Дети вместе называют это слово, проговаривают.

Итак, еду мы приготовили. Сейчас нам надо накрыть стол для обеда.

Какая посуда нам понадобится для обеда?

(Дети называют посуду и ставят её на другой стол) .

Когда все предметы столовой посуды будут стоять на столе, воспитатель говорит:

Для чего нужна эта посуда? (Для обеда)

Посуда, которая понадобится для обеда, называется СТОЛОВАЯ.

Воспитатель предлагает повторить хором и несколько детей индивидуально.

Занятие продолжается, воспитатель обращает внимание детей на посуду, которая осталась на столе.

Ребята, как вы думаете, а эта посуда для чего нам пригодится?

(Чашка, блюдце, сахарница, чайник)

Чтобы пить чай.

Посуда, которая нам нужна, когда мы пьём чай, называется ЧАЙНАЯ.

Дети повторяют слово хором.

Мы сегодня узнали, что посуда бывает разная, потому что она по-разному используется. Она бывает кухонная, столовая, чайная.

Физкультминутка «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны) .

II часть

Давайте попьем чаю. Но скучно пить чай из белых чашек.

Воспитатель показывает детям бумажные чашки.

А чтобы чашечки стали красивыми, давайте их украсим.

У меня есть кисточка (показывает) , с помощью её превратимся в мастеров. Воспитатель предлагает закрыть глаза.

Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки, подставки, тряпочки) .

Дежурные раздают краски, кисточки, тряпочки. Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

Оценка работ.

После рисования дети самостоятельно убирают рабочее место (моют кисточки, стаканчики)

Чай очень популярен, его пьют многие люди. У любителей чая для приятного чаепития в доме непременно должна быть хорошая чайная посуда. В такой посуде будет удобно заваривать чай и пить его. Для чая существует много разнообразных атрибутов и в этой статье мы поговорим о том, какая бывает посуда для чая.

Самовар является старинным атрибутом приготовления чая. Современные самовары стали более удобны в использовании и заметно отличаются от своих предшественников. Красивый и знаменитый тульский самовар украсит любое чаепитие и сделает его более приятным. Стоит отметить, что самовары имеют нередко большие размеры, поэтому на замену знаменитым самоварам пришли чайники для чая.

Чайники для заваривания чая по сравнению с самоварами имеют куда более скромные размеры, занимают меньше места и удобны в использовании. Изготавливают чайники для чая из разных материалов. В основном чайники делают из фарфора, фаянса или глины, большой популярностью пользуются чайники из стекла. В таких чайниках удобно заваривать чай, размеры и форма могут быть разнообразны. Хорошо иметь в запасе несколько чайников сделанных из разных материалов и имеющих разные размеры.
Однако в современном мире на замену чайникам всё чаще и чаще стали приходить обычные чашки, а всё потому что стали выпускать чай в пакетиках. Такой пакетированный чай удобно заваривать в чашке и для этого не нужен самовар, чайник и даже ситечко для чая. Заваривать чай в пакетиках быстро, просто и удобно можно в обычных чашках.

Ситечко для чая представляет собой сетчатое изобретение, которое помогает отлавливать заварку, не давая ей попадать в чашку. Конструкция ситечка может быть любой. Ситечко может крепиться к носику чайника и отлавливать заварку при наливании чая в чашку. Бывают ситечки, в которые закладывают заварку внутрь, потом закрывают плотно и заваривают в чайнике или чашке, а использованную заварку затем извлекают из ситечка и выкидывают. Ситечко для чая изготавливают из металлов.

Чашка и пиала для чая . Важная чайная посуда, без которой чая не попить. Заваренный чай наливают в удобные чашки или пиалы. Чашки могут быть различных форм и делают их обычно из таких же материалов, как и чайник для чая. Пиала представляет собой туже чашку, только без ручки. У пиалы дно заужено, что позволяет чаю быстрее остывать. Большой популярностью пользуются стеклянные чашки и пиалы, они позволяют видеть цвет чая.
Блюдце для чашек и пиал обычно идут в комплекте с чашками. Изготавливают блюдца из тех же материалов что и чашки. Ширина блюдец больше чем размеры чашки и предназначены блюдца для улавливания случайно пролитого из чашки чая.

Стеклянный стакан и подстаканник . Не редко чай наливают в стеклянные стаканы. Однако у стаканов нет ручки и горячий стакан не удобно держать в руках, поэтому для стаканов придумали подстаканники. Подстаканник представляет собой подставку цилиндрической формы, у которой есть удобная ручка. В эту подставку помещается стакан и его удобно держать руками за ручку. Такие подстаканники часто используют в поездах.

Чайная ложка . Эта мелочь нужна для засыпания и размешивания сахара в чай. Делают ложки обычно из металла.
Чайная посуда очень разнообразна. В комплект могут входить различные наборы вещей, зачастую вещи для чая можно приобретать раздельно друг от друга, сформировав тем самый свой индивидуальный набор для чаепития. Стоит отметить, что для заваривания чая металлическую посуду желательно не использовать. Хороший набор посуды сделает заваривание чая удобным, а чаепитие приятным.

Левадная Татьяна Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи по теме «Кухня. Посуда»

Образовательные цели. Уточнитиь и расширить представления детей о посуде , ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит : материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда . Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда » (посуда , чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница : готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный) Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в использовании имен существительный в косвенных падежах, навыки слогового анализа слов.

Развивающие цели . Развивать связную речь , зрительное восприятие и внимание, конструктивный праксис , общую, мелкую и артикуляционную моторики, координацию речи с движением , тактильные ощущения.

Воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Кукла, чудесный мешочек с кукольной посудой , посуды и витрины , конверты с частями плоскостного изображения чашек, предметные картинки с изображениями чашек, пластмассовые кукольные кастрюльки с водой, соломинки для коктейля по числу детей, мяч.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривая посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник»

Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали» .

1, 2, 3,4 мы посуду перемыли ,

Чайник, чашки, ковшик, ложку

И большую поварешку

Мы посуду перемыли ,

Только чашку мы разбили

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть чуть сломали

Так мы маме помогали

Игра «Волшебный мешочек» . Воспитатель предлагает занять места рядом со стульчиками.

Воспитатель : Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии , выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

Первый ребенок : Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (и т. п.)

Воспит : Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали а теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

Дети : Посуда .

Воспит : Правильно, а для чего нужна посуда , вы знаете?

Дети : В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят .

Воспит : О посуде ее назначении , материалах из которых ее делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.

Упражнение «В магазине» . Воспитатель выставляет витрину с посудой . На которой расположены на верхней полке чайная посуда , на средней- столовая, на нижней- кухонная.

Воспит : игра называется «Магазин» . Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда . Перечислите , какая посуда стоит на верхней полке.

1-ый ребенок : Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Воспит : Верно эта посуда нужна для того , чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда . Повторите это название.

Дети : Чайная посуда .

Воспит :Теперь перечислите названия посуды , которая соит на второй полке.

2-й ребенок :Тарелки,супница,хлебница,солонка.

Воспит :Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой . Повторите. Как она называется?

Дети :Столовая посуда .

Воспит :И,наконец,назовите посуду ,которая стоит на нижней полке.

3-й реб :Кастрюля,сковорода,ковш,дуршлаг.

Восп :Правильно. Эта посуда нужна на кухне . В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда . Повторите и это название.

Дети :Кухонная посуда .

Воспит :А теперь повтори еще раз,как называется посуда на нижней полке .

4-й реб :На верхней полке чайная посуда ,на второй полке столовая посуда ,а на нижней полке-кухонная.

Воспит :Давайте обратим внимание на материалы,из которых сделана посуда . Чайная и столовая сделана из фарфора. Как ее называют?

Дети :Фарфоровая.

Воспит :А кухонная посуда сделана из металла . Как ее можно назвать?

Дети : Металлическая.

Воспит :Верно. А теперь давайте поиграем.

Игра «Что изменилось?» Воспит. готовит второй комплект посуды .

Воспит :Посмотрите еще раз на витрину и запомните,что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает чайник.

Воспит : Чего не стало?

Дети : Не стало чайника.

Воспит :Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Воспитатель заменяет красные чашки на синие.

Воспит :Что теперь изменилось?

Дети :Вместо красных чашек вы поставили синие.

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Воспит. меняет местами,убирает и добавляет посуду ,а дети отвечают на его вопросы.

Упражнение «Чайник» . Воспит. приглашает детей на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

Я-чайник ворчун,хлопотун,сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот

Я чай кипячу,клокочу и кричу

Эй,люди,я свами чай пить хочу.

Игра с мячом «Раздели на слоги» .Воспит. предлагает детям встать в круг берет в руки мяч

Воспит :А теперь знакомая вам игра. Я бросаю мяч и называю посуду . Вы ловите мяч,произносите название по слогам,определяете количество слогов и возвращаете мяч мне. Чашка.

1-й реб :Чаш-ка. Два слога. (И т. п.)

Упражнение «Суп кипит» .Воспит. раздает игрушечные пластмассовые кастрюли,наполовину наполненной водой,и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

Воспит :Возьмите кастрюльки в левую руку,опустите в них соломинки,которые держите правой рукой. Подуйте в соломинку,не раздувая щек,так,чтобы «суп» в кастрюльке «закипел» .

Дети выполняют упражнение 3-4 раза под команду воспитателя.

Воспитатель приглашает детей за столы. Он достает конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на наборное полотно предметные картинки с изображениями чашек.

Воспит :На завтрак Наташе

Сварили две каши

На выбор две каши

Для нашей Наташе

Не стала есть кашу

Каприза Наташа

Разбила все чашки

Вертушка Наташка.

Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки,которые разбила Наташка. Они выглядят вот так,как эта чашка на картинке.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает им помощь,если это необходимо. Затем дети собирают части плоскостных изображений чашек в конверты.

Итог занятия . Воспитатель предлагает детям вспомнить,чем занимались,в какие игры играли,а затем оценивает работу каждого ребенка.